четверг, 7 февраля 2008 г.

Про уродовъ и людей

Начать хотелось бы съ небольшого объясненiя цѣлаго ряда вѣщей. У читателя, возможно, родится рядъ вопросовъ : что за странное названiе, почему онъ пишетъ на дореволюцiонномъ русскомъ, къ чему вставлены какiе-то непонятные объекты. Отвѣтъ на все эти вопросы одинъ: картина Алексѣя Балабанова "Про уродовъ и людей".
Что сподвигло мѣня написать о немъ здесь? Что-ж, постараюсь объяснить.
imdb :
Fascinating use of colour, breathtaking cinematography, 16 December 1999
10/10
Author: braindead from Turkey

I've seen this brilliantly directed Russian movie at the 18th Istanbul International Film Festival and I was mesmerized by the beauty of it. It's definitely not a movie for all tastes. It's crammed with sick ideas. But the film is very rewarding, for those who are willing to watch it. The use of colour (sapia) is fascinating and the cinematography is breathtaking. The film also has a unique sense of humor, it's very absurd and sometimes really funny. I think it may gain a cult status in time. This film makes you think, that the movies from the early era could have been nastier or maybe they were not that innocent at all. And of course that the art of movie-making (and also photography for sure) is highly connected with voyeurism. Well at the end I'd like to say: If you are familiar with these themes and if you are a devoted cinema lover then stick with this one, because it is a unique masterpiece and in my personal opinion it's one of the best movies of this decade.

Мнѣ остается только посочувствовать этому "признанному" турецкому критику. Онъ увиделъ только внешнюю красоту картины. А смыслъ ея для нѣго остался "за кадромъ". Впрочемъ, онъ никакъ не могъ быть знакомымъ съ темъ, о чемъ картина на самомъ дѣлѣ. Стилизацiя подъ дореволюцiонную эпоху не болѣ чемъ красивая вуаль. Фильмъ о Россiи 90-хъ! Всѣ первѣрсiи(да и не только они) на экранѣ символичны. Тамъ символично абсолютно всё, даже расцветка дорожныхъ чемодановъ, вызывающихъ совершенно отчетливую ассоцiацiю съ "челночными сумками". Да и веселость тамъ... сквозь слезы.
Вотъ первыя 5 минутъ картины:

Н
есколько словъ о сюжетѣ:
Начало двадцатого века. Две благополучные с виду семьи. И загадочный Иоган, владелец фотостудии, в подвальном помещении которой создан некий фотографический театр Маркиза де Сада. Где снимаются фотографические открытки с униженной наготой человеческого тела, вызывающие похоть и злорадствующее торжество власти. Взгляд фотографа, умеющий увидеть в девочке ангельские кудри и милую улыбку, и тот же взгляд, разлагающий тело, взгляд порнографа. Иоган, отмеченный дьяволом, Иоганн, убивающий душу. Именно он постепенно разрушает благополучие семей и превращает обычных людей в уродов. И аромат порока охватывает мир…(С) Вики
Съ первыхъ минутъ фильма мы понимаемъ, что онъ про...жизнь(а про что еще снимать-то?). Названiе очень емкое, добавить нечего.. Тамъ всё,- извращенiя, корысть, зависть, ненависть. Хорошiе люди недолго задерживаются въ этомъ мiрѣ: не выдержавъ первѣрсiй умираетъ инженеръ; Иоганъ, мѣстное воплощенiе зла, убиваетъ доктора(да и тотъ не совсемъ "Человѣкъ", малодушенъ онъ для мужчины, подкаблучникъ).
А чего стоитъ леденящая улыбка Сухорукова? Мечта Хичкока! Но куда противнѣ этихъ откровенныхъ уродовъ уроды двуличные. Симпатичнеѣ и милеѣ мнѣ уроды, не скрывающiе этаго. Много уродовъ собрано тутъ, а людей не очень. И обидно за сiамскихъ близнецовъ. Въ нихъ сошелся уродъ и человекъ. Что символично, уродъ умеръ. Но даже отъ его смерти людямъ не стало легче.
Дѣло Виктора Ивановича:

Нѣльзя и не отмѣтить актерскiй составъ, надо сказать, что онъ сильнейшiй и всѣ на своихъ местахъ, что бываетъ очень редко.
* Сергей Маковецкий — Иоган
* Виктор Сухоруков — Виктор Иванович
* Анжелика Неволина — Екатерина Кирилловна
* Динара Друкарова — Лиза
* Алёша Дё — Коля
* Чингиз Цыдендамбаев — Толя
* Вадим Прохоров — Путилов
* Александр Мезенцев — Доктор Стасов
* Игорь Шибанов — Инженер Радлов
* Дарья Лесникова — Груня
* Татьяна Полонская — Дарья
* Ольга Страумит — Няня

Картина, разумеется, была признана:
* Премия «Ника» в номинации «Лучший фильм»
* Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (Алексей Балабанов)
* Приз международного фестиваля «Неделя фантастического кино» в Малаге лучшему актёру (Сергей Маковецкий)
* Приз международного фестиваля «Неделя фантастического кино» в Малаге лучшему оператору (Сергей Астахов)
* Приз «Особое мнение» международного фестиваля «Неделя фантастического кино» в Малаге
* Специальный приз международного фестиваля в Стамбуле
И напослѣдокъ хочется пожелать себѣ, да и не только, быть людьми...